После успешного 2023 года международный туризм находится на пути к возвращению на допандемийный уровень в 2024 году, сообщает новостная служба ООН.
По данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), глобальная туристическая деятельность достигла в 2023 году 88% от допандемийного показателя. 1,3 миллиарда человек в минувшем году отправились в путешествия за границу.
Ожидается, что повышение спроса, расширение воздушного сообщения и более активное возрождение азиатских рынков и направлений послужат основой для полного восстановления мирового туризма к концу 2024 года.
«Последние данные ЮНВТО подчеркивают стабильность и быстрое восстановление туризма, причем возвращение к допандемийным показателям ожидается к концу 2024 года. Восстановление уже оказывает значительное влияние на экономический рост, рабочие места и возможности для сообществ», – сказал глава ЮНВТО Зураб Пололикашвили.
Ближний Восток, Европа и Африка показали лучшие результаты
Ближний Восток стал единственным регионом, которому удалось преодолеть допандемийный уровень. При этом количество международных прибытий в ближневосточные страны на 22% превышает уровень 2019 года.
Число туристов в Европе – самом посещаемом регионе мира – достигло 94% от уровня 2019 года, чему способствовал внутрирегиональный спрос и поездки из США.
Число иностранных гостей в Африке достигло 96% от допандемийного уровня, в Северной и Южной Америке – 90%.
Азиатско-Тихоокеанский регион восстановился только до 65%. Однако показатели неоднозначны: Южная Азия уже достигла 87% от уровня 2019 года, а Северо-Восточная Азия – около 55%.
Показатели международных прибытий в четырех субрегионах превысили уровень 2019 года: Южное европейское Средиземноморье, Карибский бассейн, Центральная Америка и Северная Африка.
Доход индустрии международного туризма достиг 1,4 трлн долларов
Последние данные также говорят о позитивных экономических последствиях восстановления туризма. По предварительным оценкам, доходы от международного туризма в 2023 году достигли 1,4 трлн долларов, что составляет около 93% от 1,5 трлн долларов в 2019 году.
Экспортные доходы от туризма оцениваются в 1,6 трлн долларов в 2023 году, что составляет почти 95% от 1,7 триллиона долларов в 2019 году.
Также, по предварительным оценкам, общий экономический вклад туризма составил 3,3 трлн долларов в минувшем году, или 3% мирового ВВП.
Восстановление туризма также отражается на динамике отраслевых показателей. К октябрю 2023 года как международные авиаперевозки, так и пассажирский спрос восстановились примерно на 90% по сравнению с допандемийным уровнем.
Заглядывая в будущее
Ожидается, что международный туризм полностью восстановится до допандемийного уровня в 2024 году, при этом первоначальные оценки даже указывают на двухпроцентный рост по сравнению с уровнем 2019 года. Сбудется ли этот прогноз – зависит от темпов восстановления экономики в Азии и эволюции существующих экономических и геополитических рисков.
В ЮНВТО также измеряют Индекс доверия к туризму: 67% профессионалов в сфере туризма указывают на лучшие или гораздо лучшие перспективы на 2024 год по сравнению с 2023 годом, около 28% ожидают аналогичных показателей, и только 6% считают, что показатели в сфере туризма в 2024 году будут хуже, чем в прошлом году.
Ключевыми факторами в восстановлении туризма в 2024 году могут стать: рост выездного и въездного туризма в Китае благодаря упрощению визового режима (Китай вводит безвизовый режим для граждан Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Испании и Малайзии), меры по упрощению получения виз для поездок на Ближний Восток и планы Совета сотрудничества стран Персидского залива по внедрению единой туристической визы, аналогичной шенгенской.
Кроме того, рост туризма вновь ожидается в Европе: в марте Румыния и Болгария присоединятся к Шенгенской зоне, а в июле и августе Париж примет летние Олимпийские игры. На 2024 год также прогнозируются активные поездки за рубеж из Соединенных Штатов, подкрепленные сильным долларом.
Геополитические и экономические риски
Экономические и геополитические препятствия продолжают создавать серьезные проблемы для стабильного восстановления международного туризма. Сохраняющаяся инфляция, высокие процентные ставки, нестабильные цены на нефть и перебои в торговле могут оказать влияние на расходы потребителей в 2024 году.
На этом фоне ожидается, что туристы будут все чаще искать оптимальное соотношение цены и качества и путешествовать ближе к дому.